Выбор раздела
Этот курс в этом году, видимо, целиком пройдет в удаленном формате. Ничего хорошего в этом нет, но это не в нашей власти, и даже в таких условиях нужно постараться извлечь максимальную пользу. Курс по-прежнему будет состоять из лекций. Лекции будут выкладываться на этом сайте в двух видах. Один уже и так присутствует и доступен через меню Лекции. Каждая лекция представляет собой последовательность подглавок, каждая из которых раскрывается в слайд-шоу. К некоторым слайдам есть дополнительные пояснения, иногда очень подробные. Обращаю ваше внимание, что в этом году лекции будут дорабатываться и дополняться. Поэтому если вы убежите вперед, можете иногда возвращаться, чтобы что-то не пропустить. Второй вид лекций – слайд шоу с записанным голосом (моим), чтобы лекцию можно было слушать. Каждую неделю такая лекция будет выкладываться, и тема этой лекции становится новой темой недели. Движение курса будет определять именно темой новой лекции, выложенной в звуке. Это всегда будет на первой странице сайта.

Ваши успехи в курсе отражаются здесь в виде рейтинга, измеряемое в плюсах разных форм и размеров. Правила плюсосчисления написаны прямо перед таблицей. Сразу договоримся о важной вещи. На сайте много информации, не только в лекциях. И становится всё больше, потому что автор страдает тяжёлой и практически неизлечимой формой графомании. Какая часть этой информации минимально необходима? Нужно ли изучать всё? Ответ простой. На ваше усмотрение. Тем не менее, с практической точки зрения для получения зачета нужно набрать некоторое количество плюсиков. Точно могу сказать, что для этого достаточно ограничиться самими лекциями, не обращая никакого внимания на дополнительные материалы. Эти материалы вообще только для тех, кому интересна эта область сама по себе. И курс этот, честно говоря, задуман именно для таких.

Итак, программа-минимум, для тех, кто просто хочет зачёт и чтобы отстали – прослушать или пролистать лекции и прислать некоторое количество заданий из зачетного квеста в конце, переписанных своей рукой.

Программа-максимум, для тех, кто хочет, во-первых, разобраться, и, во-вторых, достичь неслыханных достижений, например, возглавить таблицу рейтинга, установить новый рекорд добычи плюсов, который, как прыжок Боба Бимона, останется непревзойдённым несколько десятилетий – перевернуть весь сайт вверх дном, найти и разоблачить все ошибки, заставить автора курса написать еще пару дюжин страниц и переделать два десятка слайдов, добавить еще один или несколько разделов, и напоследок разнести все этапы квеста и возмутиться тому, что так мало заданий, и тому, что уровень их не превосходит подготовительную группу детского сада.

Большинство без труда уложится между этими крайностями.

Здесь отображается текущий рейтинг студента, записавшегося на курс. Напоминаю, что баллы рейтинга (плюсики) можно получать, если

  • присылать замечания и поправки (даже просто опечатки, грамматические, синтаксические, пунктуационные ошибки или жалобы на косяки, например, что-то плохо отображается на смартфоне) к содержимому сайта – каждое усилие этого типа карается одним плюсом, но если донос про одну и ту же ошибку написало несколько человек, учтен будет только первый, но если обнаруженный косяк серьёзен и может сильно повлиять на отображение страниц – до трёх плюсов а то и больше на усмотрение автора сайта, потому что автор сайта и правда хочет, чтобы на сайте было поменьше косяков и ошибок, и испытывает искреннюю благодарность к тем, кто помогает этого достичь;
  • задавать вопросы по существу предмета; в зависимости от содержательности и существенности вопроса можно получить от двух до трех плюсов;
  • если вопрос будет столь серьезен, что лектор попросит пощады и/или времени для поиска ответа, или ответ на вопрос будет выложен на сайте – до 5 плюсов или больше на усмотрение автора сайта, потому что автор сайта и курса и правда хочет, чтобы курс был как можно более содержателен и информативен, и испытывает искреннюю благодарность к тем, кто помогает этого достичь;
  • на некоторых страницах сайта есть вопросы и небольшие задания. Выуживайте их и присылайте решения – можно получить до 20 плюсов в зависимости от полноты решения, очерёдности поступления ответов и общего настроения проверяющего; учтите ещё, что на некоторые вопросы и задания автор и сам не знает ответа, но очень хочет узнать, и если вы сможете помочь в просвещении автора, то последний не сможет не испытать искренней благодарности к тому, кто сможет этого достичь;
  • указание автору на его ошибки в лекции или на сайте, если ошибка будет признана – до 6 плюсов, если не будет, то расценим это просто как содержательный вопрос, если это был содержательный вопрос, а если не был, то никак не оценим; это естественно, тоже субъективно и приходится полагаться на честность автора, но если больше не на что, то деваться некуда.
  • самый главный источник плюсов, мимо которого не пройдёт никто – заключительный квест в конце курса (начале мая). Сам квест и правила к нему тогда и появятся.

Для ответов и другого общения со мной используйте почту transmet@avchem.ru. В принципе, если будет постребность, можно договориться о времени, чтобы я открывал zoom-сессию для живого обмена мнениями и вопросами. Если эта идея покажется интересной, дайте мне знать и предложите конкретное время.

Не бойтесь задавать вопросы – за “плохие” вопросы плюсы не снимаются (но и не начисляются, впрочем, возможно, вопрос, который вам показался “глупым”, на самом деле окажется совершенно гениальным). Плюсы вообще не снимаются ни за что, а начисляются буквально за каждый чих – только не забудьте, что в период пандемии чихать надо аккуратно и не в сторону автора, в согнутый локоть, кажется, рекомендуют.

Все виды активностей по курсу выполняются в спокойной обстановке, условно говоря “дома”, тем более, что во второй год по летосчислению эпохи ковида другого способа и нет. Как же тогда избежать списывания и коллективного творчества? Никак. Меня это вообще не интересует. Не существует никаких иных стимулов к образованию, кроме личных. Может ли такой режим привести к несправдливости к оценкам? Может, конечно, ну и что. В жизни вообще много несправедливости. Но живут же как-то люди. И не вижу ничего плохого в том, чтобы разбираться в не самой простой науке коллективно. В общем, как хотите, так и разбирайтесь. И не грузите меня этим. Автор вообще не любит, когда его грузят. И даже снимал бы за это плюсики, если бы смог решить сколько надо снимать и за что конкретно.

Сколько нужно набрать плюсов, больших и малых? Не знаю. Это свободное соревнование, сколько наберете, столько и хорошо. Посмотрите на таблицы рейтинга прошлых лет. Верхнего предела нет. Нижний предел есть, но его пока еще никому не удалось достичь. Поэтому точная величина нижнего предела остается неизвестной, но точно не меньше постоянной Планка.

Каждые десять плюсиков окрашиваются красным и заменяются на один большой красный плюс. Когда у кого-то накопится десять больших красных плюсов, учредим огромное багровое плюсище. А если накопится десять плюсищ, я пока не знаю, что делать. Надеюсь, не накопится. Но в этом году обязательно накопятся. 

+ это ++++++++++

Pэто ++++++++++

В таблице рейтинга несколько столбцов для учета того, что оценивается в рейтинге. Там будут указываться присланные и, через слэш, обработанные и оцененные ответы на задания, вопросы, замечания.

Столбец II – второй этап квеста. В нем будет показываться очередность присланных писем, через слэш сколько заданий обработано, и дисконты.

Столбец III – третий этап квеста. Информация та же, что в столбце II.

Оценка плюсиками в рейтинге накапливается и учитывает всё, что перечислено выше – оценку ответов, вопросов, бонусы за первый ответ и содержательность ответа и так далее. Любое позитивное действие, увеличивающее знание, оценивается.

Не проходите мимо!! Ещё один раунд взвинчивания!! 19 марта ставка уже 40 плюсиков! Но и дисконт не отстаёт. Новый уровень – 20%! Только пять человек уложатся в такой диапазон.  

Внимание. Ставки повышаются! С этого момента (около полуночи между 17 и 18 марта) в розыгрыше не 20, а 30 плюсиков. Но дисконт на каждое следующее письмо 12.5% – то есть будет принято не более 8 писем.

Полный выигрыш начисляется только за полный ответ – что неверно, почему, и как правильно. Неполные ответы будут оцениваться меньшими плюсиками, а полный выигрыш сохранится до первого полного ответа!!

Внимание. С 17 марта до 21 марта включительно вы можете получить до 20 плюсиков. На одном из слайдов третьей аудио-лекции лекции есть глупейшая и очевидная ошибка, глупость которой особо очевидна потому что во второй аудио-лекции я особо предупреждал о возможности таких ошибок, и рассказывал, как их выявлять. А вот сам не уберёгся.

Найдите эту ошибку и объясните в чём проблема и как правильно. За полный ответ будет присуждаться до 20 плюсиков, но каждый следующий получит меньше предыдущего на 10%. Следовательно будут учтены только 10 первых писем.

Итоги конкурса и объяснение ошибки

Полный приз не выиграл никто, поэтому сорок плюсиков отходят тому, кто первым нашел ошибку и обратил на нее мое внимание – Елене Кирилловой. Еще 20 плюсиков отправляются Виолетте Ионовой, тоже обнаружившей ошибку, но не предложившей полного анализа сути ошибки.

Ошибка была на слайде с кобальтовыми нуклеофилами (этот слайд есть только в аудио-лекции), где была такая картинка – внимание, это ошибка!

Увы, это полный вздор. Я сам умудрился в спешке забыть про заряд на лиганде, хотя сам же на примере никелевого комплекса диметилглиоксима на страничке про подсчет электронов объяснял, как это делается. Это довольно распространенная ошибка, когда мы не замечаем заряд, который находится где-то на задворках лиганда. Здесь эта ошибка особо неприятна еще и тем, что такие комплексы кобыльта используют для моделирования реакций восстановленной формы витамина B12, в котором кобальт без вопросов имеет степень окисления 1+ и конфигурацию d8 – там только один X-лиганд (азот коррольного лиганда), а комплекс не имеет общего заряда.
Посмотрим  еще раз, как образуется комплекс с диметилглиоксимом. Диметилглиоксим – нейтральный лиганд с двумя L-центрами. Но в комплексах он всегда участвует в моноанионной форме для того, чтобы оставшиеся протоны связали две молекулы в водородно-связанный димер. Общий заряд такого димера – 2-.

Если мы туда пихаем металл и получаем нейтральный комплекс, значит металл имел формальный заряд и степень окисления 2+. Так будет, например, у диметилглиоксимата никеля. В восстановленной форме комплекса кобальта общий заряд комплекса 1-. Следовательно на кобальт остается 1+.

У комплекса после замещения общий заряд ноль, но есть еще один X-лиганд – следовательно у кобальта 3+.   

Итого, правильная схема

Степень окисления -1 бывает у кобальта только при наличии лигандов с мощным back-donation, в первую очередь, карбонилами, которые умеют делокализовать слишком большую электронную плотность на металле на себе. Диметилглиоксим, особенно в виде аниона  – лиганд скорее сильно донорный, не умеющий делокализовать электронную плотность на металле. В этих случаях уже степень окисления +1 является низковалентной и металл в ней сильно нуклеофилен. Дальше он восстанвливаться не будет. Нуклеофильное замещение в восстановленном диметилглиоксимовом комплексе кобальта и его многочисленных аналогах, диоксимах других 1,2-дикетонов (все это скопом часто называют кобалоксимами) и восстановленной форме витамина B12 идет с переходом степени окисления из +1 в +3.

C 13 мая начинается финальный подсчёт плюсиков +, плюсов + и плюсищP. Сегодня, 14 мая, утром, в Таблице состояние отражает рейтинг до начала подсчета Квеста. Приём заданий продолжается. Данные по подсчету Квеста будут вноситься постепенно. Бонусы буду добавлять в конце, когда станет ясна вся картина по 1-му этапу. Для удобства на отдельной страничке можно посмотреть более подробные результаты по подсчёту плюсиков. Рекламации по мелочам не принимаются, но если заметите что-то совсем вопиющее, стучите.

Перед финальным подсчётом я подвёл итоги Лотереи о Кубиках. Напомню, что я остановился на счёте 3 – 4 – 3. Понятно, что это не окончательный счёт, и что мне и в этом году не удалось довести кубическую бухгалтерию до итогового счёта, но как есть так и есть. Такого счёта не угадал никто, в первую очередь, я сам. Ближе всех к этому оказалась Виолетта Ионова, за что и премируется частичным выигрышем в десять плюсиков.

Вместо послесловия. Послесловие.

В конце нужно подвести итоги. Я немного задержал этот торжественный момент. Много задержал, никак не мог себя заставить вернуться к этому. Сначала долго считал плюсики, потом что-то другое, накопилось много всего. Но главная проблема другая: нужно написать пренеприятнейшую вещь. У меня сложилось ощущение, что ковид нас таки победил. Всех. В прошлом году такого ощущения не было. А в этом, Втором году Ковида (по старому летосчислению 2021 год) есть. И если эта штука тут задержится ещё на год, а это более чем вероятно, то мы уже не выкарабкаемся из-под руин, и Третий год Ковида (по старому летосчислению 2022-й) рискует превратиься в тот рубеж, после которого уже никто не помнит, что было до и как правильно. Не буду даже писать, отчего у меня сложилось такое впечатление. У всего, что мы делаем, должен быть смысл, хоть какой-то. Есть подозрение, что с этим стало очень скверно. Смысл уходит быстрее, чем можно было подумать.

Таки или иначе, но курс закончился подведением итогов. Зачёты получили все, кто хоть что-нибудь сделал, то есть просто все кроме тех, кто тихо слинял. Как я  всё время напоминаю, этот курс изначально задумывался как многоуровневый – каждый берёт из него сколько захочет, а система рейтинга задаёт некоторый разумный минимум. Поскольку весь курс доступен на сайте, желающие всегда могут вернуться и что-то добрать, если это покажется важным. Сайт и дальше будет развиваться, но серьёзные апгрейды всегда происходят во время очередного сезона курса лекций, то есть в феврале-мае очередного года Ковида (для перевода в старое летосчитление прибавляйте 2019). В прошедшем сезоне я стал выкладывать аудио-версии лекций, и так получилось, что каждая аудио-лекция намного подробнее и лекции в сладах, и того, что я в безвозвратно ушедшем прошлом читал в очном режиме. Здесь я не ограничен временем, и меня не мучает совесть, потому что никто вас не заставляет всё это слушать. Но мне это понравилось, и я продолжу это делать. Там пока не хватает трёх лекций, они будут добавлены в следующем сезоне. Я работаю над ними сейчас, но не буду выкладывать раньше времени.

Теперь про результаты. В Эпоху Ковида мы используем специальные знаки, ковидки, для обозначения успехов в освоении переходных металлов в органической химии. Про ковидки можно почитать в таком же послесловии-вместо-послесловия к результатам курса в Первый год Ковида. В Первый год были какие-то переживания по поводу того можем мы или не можем использовать этот символ, насыщенный смыслами, иногда довольно мрачными. Во Второй год все эти сентименты кажутся комической суетой. Тем, кто доживёт до Десятого года, это тем более покажется неуместным кокетством. То, что в прошлом году казалось временным, стало более постоянным, чем всё, что раньше казалось постоянным, а теперь стало временным. Поэтому уже без предисловий используем систему ковидок.

В ней четыре степени. Между соседними степенями каждый раз пропасть. Но даже нижняя ступень, Малая Зелёная Ковидка ( МЗК), означает, что носитель этого отличия не остался в стороне от знаний и успешно познал некоторое разумное их количество. Можно сказать, успешно вакцинировался, и теперь не будет путать степень окисления переходного металла с количеством антител после второй дозы, до которой дело не дошло, потому что луреаты МЗК до второй дозы, второго этапа квеста, не добрались, разумно остановившись на первом. Должен сказать, что я очень уважаю людей, которые не боятся довольствоваться малым, и не испытывают никаких проблем от того, что у них меньше, чем у других, особенно когда это демонстрируется в явном виде и не скрывается. В этом суть свободы – каждый выбирает достаточное для себя, не обращая внимания на других. Свобода и достоинство ценны сами по себе, и уж точно гораздо ценнее любых сведений про переходные металлы. Поэтому я вполне положительно оцениваю и малые достижения – как уже было отмечено в послесловии к Рейтингу-2020, это можно расценивать как эквивалент “четвёрки”, если бы мы ставили обычные оценки.

Средняя Синяя Ковидка ( ССК) присуждалась тем, кто добрался до Первого этапа квеста и хорошенько там попасся, набрав изрядное количество плюсиков, плюсов и обязательно хотя бы одно плюсище. Некоторые набрали очень много, даже получили бонусы за всякие рекорды. ССК поэтому это эквивалент обычной оценки “пять”. То есть, можно сказать, почти предел возможного. Но наш курс так устроен, что там где одни остановятся, другие только начинают, почувствовав азарт битвы и жажду свершений.

Большая Красная Ковидка ( БКК) как раз и отмечает азартных и жаждущих, тех, кто добрался до второй дозы квеста, чтобы уж так вакцинироваться переходными металлами, что ни один комплекс переходного металла на свете не поставит их перед необходимостью срочной госпитализации. И не только комплекс, но и реакции, и каталитические циклы, ТОНы и ТОФы и всё такое прочее. Впрочем, БКК можно было снискать не только второй дозой, но и интересом к самому курсу, выразившемся в интересных вопросах, и даже иногда чрезвычайным приёмом первой дозы, давшем очень большое количество антител, то есть плюсиков, плюсов и плюсищ сверх ожидаемого. Я это тоже очень хорошо принимаю, потому что уже давно понял, что координационная часть курса, которая сначала показалась мне просто введением, в реальности востребована даже больше, чем часть про реакции и каталитические циклы. Это очень хорошо видно по статистике запросов, и побуждает меня развивать эту часть дальше уже почти как самостоятельную. Итак, БКК тоже эквивалентно обычной оценке “пять”, только с плюсом.

И вот мы добрались до самого главного триумфа. Огромная и Ослепительная Золотая Ковидка это особенный знак. Этот знак выражает моё восхищение достижениями лауреатов, и даже более того – мою огромную благодарность. Всё это связано с тем, что когда что-то делаешь, хочется, чтобы это имело смысл. Самое начало этого текста было несколько упадочным. Я почти потерял смысл. Но вовремя понял, что напрасно. Смысл ведь может состоять и просто в том, что кто-то что-то узнал, и в чём-то разобрался. Этого, в принципе, достаточно, и поэтому все остальные виды рейтинговых Ковидок положительны и осмысленны. Но всё же иногда хочется большего, а это приблизительно значит, что хочется знать, есть ли на свете люди, которые тоже хотят большего. Это очень оптимистическое ощущение, оно заставляет что-то делать дальше и стараться развиваться. Если такого нет, то и смысл достигнут, и можно спокойно всё законсервировать и заморозить, и заняться цветочками. Тоже хорошее дело, рекомендую. Но пока есть лауреаты Золотых Ковидок, мы ещё потрепыхаемся, малость передохнём и попрёмся дальше. А они в этот раз снова есть, и это Виолетта Ионова и Елена Кириллова. Несмотря на огромную разницу в количестве плюсищ (а пришлось даже наконец ввести новый разряд – Колоссальное Алое Плюсищищище и это уже точно последний разряд плюсоисчисления, так как представить себе следующий уже невозможно никак, у переходных металлов нет ни такого количества комплексов, ни такого количества реакций) я одинаково высоко оцениваю обеих лауреаток, просто потому что не раз убеждался в глубоком понимании ими химии. Это тот уровень, на котором количественные различия перестают иметь иной смысл, кроме спортивной забавы. Но и рекорд никуда не денешь. Думаю, он не будет побит в ближайшее десятиковидолетие никем. Это хорошо, этот этап пройден, и в будущем будет больше смысла в том, чтобы углýбить (© М.С.Горбачёв) , чем в том, чтобы расширить.

Примечание: следующий разряд плюсоисчисления.

это PPPPPPPPPP

 

Студент Группа Задания

с сайта

II III Суммарный Рейтинг Зачёт
1 Абрамов Владимир Алексеевич 505 8[43+] +++++++
2 Анисович Константин Вадимович 505 16[168+], 35[122+] PP+++++++++
3 Бай Сюймэй 101 [10] 18[74+] 9[140+] PP++++++
4 Балалаева Александра Игоревна 505 13[167+] БАП [12+] БОП [10+] P+++++++++++++++++
5 Ботезату Анатолий 507 7[12+] 1[90+] P++
6 Бровкова Маргарита Витальевна 505 10[36+] +++++++++
38 Войтова Арина Викторовна 505 24[167+] P+++++++++++++
7 Волков Александр Владимирович 505 14[167+] P+++++++++++++
8 Головненкова Елизавета Константиновна 501 5[132+] P+++++
9 Дельцов Илья Дмитриевич 507 20[229+] 6[120+] PPP+++++++++++++
10 Дмитриева Алёна Витальевна 505 9[28+] 5[20+] ++++++++++++
11 Емашова София Константиновна 505 6[156+], 19[102+] БАП [16+][24+][8+] PPP++++++
12 Заитова Камилла Ильдаровна 505 9[28+] 4[20+] ++++++++++++
13 Злобин Александр Борисович 505 15[167+] 7[20+] P+++++++++++++++
14 Ионова Виолетта Алексеевна 505 8 / 8 [171+] 1[50+], 23[39+], 30[89+]

БАП [40+][80+] БОП [40+]

3[88+][50+] PPPPPP+++++++++++
15 Калинин Михаил Алексеевич 505 26[175+] P++++++++++++
16 Кириллова Елена Алексеевна 504 7 / 7 [171+] 12[433+] БАП [10+][16+][80+][40+]

БОП [30+][10+][40+][60+]

2[388+],4[550+] PPPPPP

++++++++++++

17 Ларкович Роман Викторович 505 4[228+]

БАП [20+][30+][20+][30+][20+]

PPP++++++++++++
18 Логинов Иван Викторович 501 42[150+] P+++++
19 Мадиева Малена 517 [20] 21[75+] 7[30+] P+++++++
20 Мажуга Мария Павловна 505 3[45+] 8[40+] +++++++++++++
21 Макинский Дмитрий Александрович 513 36-10%[33*0.9=30+] +++
22 Марков Олег Николаевич 505 31[36+] +++++++++
24 Молоканова Анастасия Александровна 507 33[30+] +++
25 Ольшанова Александра Сергеевна 505 17[29+] +++++++++++
26 Петров Валентин Станиславович 505 34[144+] P++++++++
27 Плодухин Андрей Юрьевич 505 [23] 2[135+] P+++++++++++++
28 Свищев Виктор Николаевич 505 11[141+], 38-10%[51*0.9=46] P+++++++++++++++
29 Середа Вера Александровна 505 25[154+] БАП[4+] P+++++++++++++
30 Соколов Никита Андреевич 506 32[59+] ++++++++++++++
31 Тиунов Денис Алексеевич 506 37-10%[160*0.9=144+] P++++++++
32 Фастовский Василий Александрович 505 29[94+] +++++++++++++
34 Шайдуллин Руслан Радикович 409 40-40% [372*0.6=223+] 7[20+] PP+++++++
35 Шикуть Никита Леонидович 505 27, 28[115+] P++++++
36 Шуркина Алена Сергеевна 501 39-10%[126*0.9=113+] P++++
37 Юренков Максим Владимирович 517 22[69+] +++++++++++++++

Примечания к таблице: пока нет, но обязательно рано или поздно будут – таблица без примечаний сирота.